Профилактика дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с помощью авторского пособия, способствующего запоминанию цифр автоматизации звуков, и изучению предлогов
Дискалькулия — это расстройство, при котором сложно даётся или вовсе не даётся арифметика, другие математические направления при нормальном интеллекте. Проще говоря, человек с дискалькулией не способен считать. Дискалькулия является следствием недостаточной форсированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.
Обычно патология проявляется в детстве, когда ребёнок сталкивается с трудностями при простых математических вычислениях, не может запомнить цифры и математические знаки. По МКБ выделяется специфическое расстройство арифметических навыков и фиксируется под кодом –F81.
Признаки дискалькулии:
Выделяют следующие симптомы дискалькулии:
затруднения при вычислениях;
проблемы с абстрактными расчётами времени;
неспособность визуального распознавания предметов;
нарушения координации движений;
сложности интуитивного определения длины пройденных расстояний;
сложности при написании чисел;
непонимание процессов простых математических задач и понятий чисел;
отсутствие способностей к проведению логических и абстрактных действий
Классификация:
Дискалькулия может затрагивать один или сразу несколько компонентов, обеспечивающих нормальный процесс счета. Выделяют следующие формы нарушения счётного навыка:
Вербальная – ученик испытывает сложности с восприятием на слух и называнием чисел, с которыми совершает действия, при этом письменно выполняет аналогичные задания успешно.
Практогностическая – пациент не может вести абстрактный счёт, он умеет оперировать категориями (складывать, умножать), но неспособен классифицировать предметы по количеству, величине, форме.
Графическая – сложности возникают с переводом чисел в цифры, ребёнок может хорошо справляться с устными действиями, но письменные работы даются с трудом.
Лексическая – пациент затрудняется прочитать цифры, знаки, математические выражения, при этом аудиальное восприятие даётся легко.
Операциональная – ученику сложно совершать простые арифметические действия и решать элементарные задания.
Идеогностическая – ребёнок не может выполнять расчёты в уме, ему необходима опора (палочки для счета, графическое изображение данных, запись примера).
В каком возрасте у ребенка выявляется дискалькулия?
Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.
С учётом того, какой конкретно компонент страдает, симптоматика проявляется по-разному. Соответственно, требуются разные техники, чтобы скорректировать нарушение.
В нашем детском саду в целях выявления и профилактики дискалькулии на логопедических занятиях используются авторские пособия, которые позволяют в занимательной игровой форме корректировать данное нарушение. Дети одновременно изучают цифры, решают элементарные примеры, автоматизируют поставленные звуки и повторяют предлоги.