Профилактика дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста с помощью авторского                        пособия, способствующего запоминанию цифр автоматизации звуков, и изучению                                           предлогов                                                                                                                                                                             

Дискалькулия — это расстройство, при котором сложно даётся или вовсе не даётся арифметика, другие математические направления при нормальном интеллекте. Проще говоря, человек с дискалькулией не способен считать. Дискалькулия является следствием недостаточной форсированности познавательных и речевых предпосылок, обеспечивающих становление данного навыка.

Обычно патология проявляется в детстве, когда  ребёнок сталкивается с трудностями при простых математических вычислениях, не может запомнить цифры и математические знаки. По МКБ выделяется специфическое расстройство арифметических навыков и фиксируется  под кодом –F81.

 

Признаки дискалькулии:                                                                                                                                                  

Выделяют следующие симптомы дискалькулии:

затруднения при вычислениях;

проблемы с абстрактными  расчётами времени;

неспособность визуального распознавания предметов;

нарушения координации движений;

сложности интуитивного определения длины пройденных расстояний;

сложности при написании чисел;

непонимание процессов простых математических задач и понятий чисел;

отсутствие способностей к проведению логических и абстрактных действий

Классификация:

Дискалькулия может затрагивать один или сразу несколько компонентов, обеспечивающих    нормальный процесс счета. Выделяют следующие формы нарушения счётного навыка:

     

   Вербальная – ученик испытывает сложности с восприятием на слух и называнием чисел, с которыми совершает действия, при этом письменно выполняет аналогичные задания успешно.

    Практогностическая – пациент не может вести абстрактный счёт, он умеет оперировать категориями (складывать, умножать), но неспособен классифицировать предметы по количеству, величине, форме.

    Графическая – сложности возникают с переводом чисел в цифры, ребёнок может хорошо справляться с устными действиями, но письменные работы даются с трудом.

   Лексическая – пациент затрудняется прочитать цифры, знаки, математические выражения, при этом аудиальное восприятие даётся легко.

   Операциональная – ученику сложно совершать простые арифметические действия и решать элементарные задания. 

   Идеогностическая – ребёнок не может выполнять расчёты в уме, ему необходима опора (палочки для       счета, графическое изображение данных, запись примера).

 

В каком возрасте у ребенка выявляется дискалькулия?                                                                                          

Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.

С учётом того, какой конкретно компонент страдает, симптоматика проявляется по-разному.                             Соответственно, требуются разные техники, чтобы скорректировать нарушение.                                               

В нашем детском саду в целях выявления и профилактики дискалькулии на логопедических занятиях используются авторские пособия, которые позволяют в занимательной игровой форме корректировать данное нарушение. Дети одновременно изучают цифры, решают элементарные примеры, автоматизируют поставленные звуки и повторяют предлоги.