Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

ГБДОУ детский сад №42

Кировского района Санкт-Петербурга

сайт учителя-логопеда 

Фразеологизмы

 

Красивая правильная речь — несомненное достоинство как взрослых, так и детей. Чтобы                       достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие       лексические приёмы, в частности, фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют            самостоятельное значение и свойственны определённому языку. Часто, чтобы добиться некоего           речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, своё             собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо точнее, эмоциональнее.    Мы часто используем фразеологические обороты в повседневной речи, порой даже, не замечая –          ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из них пришли к нам из          других языков, эпох, сказок,                                                                                                                                легенд. Знакомство ребёнка с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает            мышление,       фантазию. Изучение  фразеологизмов поможет привить ребёнку интерес к слову, к          истории родного                                                                                                                                                  языка.                                                                                                                                                                     К сожалению современным детям использование в речи фразеологизмов не свойственно. Они мало    читают, смотрят мультфильмы, в которых главные герои не обладают ярко выраженным характером,   родители в силу своей занятости также уделяют мало внимания этой стороне речи.  Незнание               фразеологизмов  может привести к ситуациям, как описано в шуточном стихотворении:                         

 

 

Мы решили исправить этот недостаток и совместно с воспитателями проводим занятия где в игровой форме объясняем детям особенности фразеологизмов, прививаем любовь к красивой правильной речи.

 

Сегодня мы покажем несколько игр, которые  используем на своих занятиях:

 

Игра : «Мальчик Вова»

Цель: Формирование представления о фразеологизмах.

 

Давайте рассмотрим картинки с изображением животных, и расскажем какие они по характеру:

 

Петух- задиристый, драчливый

Рыба- молчаливая

Лев- злой, агрессивный

Сорока- болтливая, любопытная

Заяц- трусливый

Лиса- хитрая

 

 

А сейчас я вам расскажу про одного мальчика

Это Вова.

Его называют Вова-зоопарк.

А почему?

В группе он задирается как- ПЕТУХ

А на занятиях молчит как – РЫБА

Зато на сестрёнку рычит как-ЛЕВ

За обедом трещит как- Сорока

Перед папой дрожит как-ЗАЯЦ

 Но вокруг мамы ходит как-ЛИСА

Потому что мама покупает ему игрушки.

Перед вами картинки из жизни Вовы, попробуйте определить на какого из описанных животных он похож и почему? Правильный ответ на другой стороне картинки.

          

 

Игра: «Отгадай какой человек»

Цель: Научить детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.

 

Давайте подумаем в каких ещё случаях мы говорим о людях, но упоминаем привычки животных.

 

Загадки:

 

« Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?»   ( ВОЛК)

 

Если человек очень голоден, про него говорят:  «Голоден как (ВОЛК)»

 

 

 

 

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много,

А нитки не одной

(ЁЖ)

 

Про недоверчивого «Колючий как (ЁЖ)»

 

 

 

 

 

 

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами-стук,

Как зовут его?

(ИНДЮК)

 

Про очень важного и самолюбивого « Надут как (ИНДЮК)»

 

 

 

Говорят, что я упрям,

Что характер вздорный

Не упрямый я друзья,

Просто не покорный

(ОСЁЛ)

Про упрямого «Упрям как (ОСЁЛ)

 

 

 

 

 

 

Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже кувыркаюсь. (СВИНЬЯ)

 

Про грязнулю «Грязный как (СВИНЬЯ)»

 

Стихи:

 

 

 

«К пораженьям не привык большой, рогатый, смелый бык»

 

Про очень сильного и большого человека можно сказать: «Здоров как (БЫК)»

 

 

 

 

Быстрее молнии мелькну

В траве зелёной пропаду

В любую щель пролезу я

Хотя я уж, а не змея.

 

Про хитрого обманщика «Изворотлив как (УЖ)»

 

Игра: Фразеологизмы-мудрость народа.

Цель: Расширить понимание фразеологизмов.

 

Иногда в разговорной речи взрослые люди произносят очень интересные фразы, давайте разберёмся, что они означают.

 

«Водить за нос» - обманывать.

«Развесить уши» - слушать глупости.

«Точить зубы» - злиться.

«Клевать носом» - засыпать.

«Делать из мухи слона» - сильно преувеличивать что-либо.

«Купить кота в мешке» - приобрести, что-то не зная ничего о недостатках или достоинствах покупки.

«Крокодиловы слёзы» - фальшивое проявление страданий, сожалений.

«Считать ворон» - быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции.

 

Игра «Вместо фразеологизмов –синонимы» «Назови одним словом»

 

Цель: Обобщить знания детей о переносном значении фразеологизмов.

Ход игры: Логопед называет фразеологизм, а дети заменяют его словом синонимом.

 

В час по чайной ложке (МЕДЛЕННО)

Рукой подать (БЛИЗКО)

Повесить нос (ГРУСТНО)

Раз, два и обчёлся (МАЛО)

Куры не клюют (МНОГО)

Кожа да кости (ХУДОЙ)

 

Игра «Ни пуха, ни пера!»

Цель: Учить детей находить фразеологизмы в тексте.

Ход игры: Логопед читает стихотворение и просит ребят определить в каком месте стихотворения ( в середине или в конце) выражение « Ни пуха, ни пера!» встречается в переносном смысле.

Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши уже пора,

Ну ни пуха, ни пера!

Через час едва живой

Петушок идёт домой,

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

 

Игра: «Как это понимать?»

 

 

Игра : «Доскажи  словечко»

Цель: Упражнять детей  в нахождении фразеологизмов для стихотворного текста.

Ход игры:

Логопед читает тексты стихотворений, а дети в конце каждого четверостишия вставляют соответствующий фразеологизм.

 

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой (не разольёшь)

 

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперёк.

И так устали мы в дороге,

Что еле (волочили ноги)

 

Товарищ твой просил украдкой

Списать ответы из тетрадки.

Ты дал ему, и этим другу

Ты оказал (медвежую услугу)

 

Фальшивят, путают слова,

Поют, (кто в лес, кто по дрова)

Ребята слушать их не станут;

От этой песни (уши вянут)

 

Стишок я выучить не смог,

И друг мне тоже не помог.

Я вышел отвечать не смело

Пытаясь пальцем (попасть в небо.)

 

Как вы видите, мы рассказали вам про несложные игры и упражнения, доступные детям дошкольного возраста. Такие занятия помогают сформировать понимание фразеологизмов, сделать речь ребёнка более насыщенной, помогут в будущем успешнее осваивать школьную программу, лучше и быстрее понимать смысл очень многих литературных произведений.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"