Красивая правильная речь — несомненное достоинство как взрослых, так и детей. Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, используются многие лексические приёмы, в частности, фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определённому языку. Часто, чтобы добиться некоего речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь, насмешку, своё собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологические обороты в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из них пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд. Знакомство ребёнка с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Изучение фразеологизмов поможет привить ребёнку интерес к слову, к истории родного языка. К сожалению современным детям использование в речи фразеологизмов не свойственно. Они мало читают, смотрят мультфильмы, в которых главные герои не обладают ярко выраженным характером, родители в силу своей занятости также уделяют мало внимания этой стороне речи. Незнание фразеологизмов может привести к ситуациям, как описано в шуточном стихотворении:
Мы решили исправить этот недостаток и совместно с воспитателями проводим занятия где в игровой форме объясняем детям особенности фразеологизмов, прививаем любовь к красивой правильной речи.
Сегодня мы покажем несколько игр, которые используем на своих занятиях:
Игра : «Мальчик Вова»
Цель: Формирование представления о фразеологизмах.
Давайте рассмотрим картинки с изображением животных, и расскажем какие они по характеру:
Петух- задиристый, драчливый
Рыба- молчаливая
Лев- злой, агрессивный
Сорока- болтливая, любопытная
Заяц- трусливый
Лиса- хитрая
А сейчас я вам расскажу про одного мальчика
Это Вова.
Его называют Вова-зоопарк.
А почему?
В группе он задирается как- ПЕТУХ
А на занятиях молчит как – РЫБА
Зато на сестрёнку рычит как-ЛЕВ
За обедом трещит как- Сорока
Перед папой дрожит как-ЗАЯЦ
Но вокруг мамы ходит как-ЛИСА
Потому что мама покупает ему игрушки.
Перед вами картинки из жизни Вовы, попробуйте определить на какого из описанных животных он похож и почему? Правильный ответ на другой стороне картинки.
Игра: «Отгадай какой человек»
Цель: Научить детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.
Давайте подумаем в каких ещё случаях мы говорим о людях, но упоминаем привычки животных.
Загадки:
« Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?» ( ВОЛК)
Если человек очень голоден, про него говорят: «Голоден как (ВОЛК)»
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки не одной
(ЁЖ)
Про недоверчивого «Колючий как (ЁЖ)»
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами-стук,
Как зовут его?
(ИНДЮК)
Про очень важного и самолюбивого « Надут как (ИНДЮК)»
Говорят, что я упрям,
Что характер вздорный
Не упрямый я друзья,
Просто не покорный
(ОСЁЛ)
Про упрямого «Упрям как (ОСЁЛ)
Пятачком в земле копаюсь, в грязной луже кувыркаюсь. (СВИНЬЯ)
Про грязнулю «Грязный как (СВИНЬЯ)»
Стихи:
«К пораженьям не привык большой, рогатый, смелый бык»
Про очень сильного и большого человека можно сказать: «Здоров как (БЫК)»
Быстрее молнии мелькну
В траве зелёной пропаду
В любую щель пролезу я
Хотя я уж, а не змея.
Про хитрого обманщика «Изворотлив как (УЖ)»
Игра: Фразеологизмы-мудрость народа.
Цель: Расширить понимание фразеологизмов.
Иногда в разговорной речи взрослые люди произносят очень интересные фразы, давайте разберёмся, что они означают.
«Водить за нос» - обманывать.
«Развесить уши» - слушать глупости.
«Точить зубы» - злиться.
«Клевать носом» - засыпать.
«Делать из мухи слона» - сильно преувеличивать что-либо.
«Купить кота в мешке» - приобрести, что-то не зная ничего о недостатках или достоинствах покупки.
«Крокодиловы слёзы» - фальшивое проявление страданий, сожалений.
«Считать ворон» - быть невнимательным, не проявлять быстрой реакции.
Игра «Вместо фразеологизмов –синонимы» «Назови одним словом»
Цель: Обобщить знания детей о переносном значении фразеологизмов.
Ход игры: Логопед называет фразеологизм, а дети заменяют его словом синонимом.
В час по чайной ложке (МЕДЛЕННО)
Рукой подать (БЛИЗКО)
Повесить нос (ГРУСТНО)
Раз, два и обчёлся (МАЛО)
Куры не клюют (МНОГО)
Кожа да кости (ХУДОЙ)
Игра «Ни пуха, ни пера!»
Цель: Учить детей находить фразеологизмы в тексте.
Ход игры: Логопед читает стихотворение и просит ребят определить в каком месте стихотворения ( в середине или в конце) выражение « Ни пуха, ни пера!» встречается в переносном смысле.
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши уже пора,
Ну ни пуха, ни пера!
Через час едва живой
Петушок идёт домой,
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
Игра: «Как это понимать?»
Игра : «Доскажи словечко»
Цель: Упражнять детей в нахождении фразеологизмов для стихотворного текста.
Ход игры:
Логопед читает тексты стихотворений, а дети в конце каждого четверостишия вставляют соответствующий фразеологизм.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой (не разольёшь)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк.
И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги)
Товарищ твой просил украдкой
Списать ответы из тетрадки.
Ты дал ему, и этим другу
Ты оказал (медвежую услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, (кто в лес, кто по дрова)
Ребята слушать их не станут;
От этой песни (уши вянут)
Стишок я выучить не смог,
И друг мне тоже не помог.
Я вышел отвечать не смело
Пытаясь пальцем (попасть в небо.)
Как вы видите, мы рассказали вам про несложные игры и упражнения, доступные детям дошкольного возраста. Такие занятия помогают сформировать понимание фразеологизмов, сделать речь ребёнка более насыщенной, помогут в будущем успешнее осваивать школьную программу, лучше и быстрее понимать смысл очень многих литературных произведений.